Хомуты ремонтные для металлических труб


Ремонтный стяжной хомут для труб: простой и надёжный способ справиться с повреждением трубы

Хомут ремонтный для труб применяется в качестве «скорой помощи» при различных повреждениях в трубопроводах. Благодаря ремонтным хомутам также можно выполнить замену отдельного участка трубопровода без отключения всей системы водоснабжения. И хотя наложение такой детали на трубу при ее прорыве считается временной мерой, работоспособность отремонтированной таким образом системы может оставаться на высоком уровне довольно долгий срок. Ассортимент этих изделий достаточно широк, поэтому выбор нужного элемента для каждого конкретного случая не составляет труда.

При помощи ремонтного хомута можно устранить повреждение любой трубы

Применение хомутов

Использование ремонтного хомута для труб позволяет справиться с небольшими повреждениями, перекрыть лопнувший участок или закрыть протечку, образовавшуюся в процессе коррозии. Это ремонтное приспособление позволяет очень быстро и без особых усилий справиться с проблемой.

Их применяют на различных участках трубопровода — горизонтальных и вертикальных. На сгибах, тройниках и крестовинах это приспособление является малоэффективным и, в таких случаях применять его категорически возбраняется. Материал ремонтируемых труб может быть любым — от пластичной меди до более ломкого чугуна. В этом смысле нет никаких ограничений. Для трубопроводов, которые изготовлены из различных полимеров, существуют специальные приспособления. Их без особого труда можно приобрести в любом строительном магазине.

Обратите внимание! Иногда хомуты применяются в качестве заземлительного элемента трубопроводной конструкции. Это является очень полезным качеством. Изделие одновременно выполняет функцию крепления и заземления трубопроводной конструкции.

Кроме этого, существует ремонтное изделие из асбестоцемента. Но применяется такой тип хомута достаточно редко из-за своих специфических качеств.

Хомут накладывается только на прямой участок трубопровода

Разновидности дефектов, с которыми позволяет справиться ремонтный хомут

Подобные изделия способны справляться с разнообразными поломками в трубах. А именно:

  • прорыв трубы;
  • трубопроводный свищ. В этом случае используют хомут, который оснащён эластичной прокладкой. Прокладка плотно вдавливается в свищ и закрывает его;
  • трещины в трубопроводе. В этом случае ремонтные приспособления могут устранить течь и из мелких, и из крупных расколов на стенке трубы;
  • перелом трубы. Хомут не только справляется с этой проблемой, но и может выступать в роли крепления к неподвижной опоре (стене);
  • дефекты сварки;
  • игольчатые отверстия;
  • повреждения механического типа (от ударов).

Основные характеристики приспособления

Хомуты обладают рядом важных характеристик, которые определяют особенности эксплуатации:

  • рабочее давление этого соединительного элемента в зависимости от модели колеблется от 6 до 10 атмосфер;
  • максимальный показатель температуры, при которой разрешено использовать приспособление – до +120 градусов;
  • рабочий режим, как правило, находится в пределах от –20 до +60 градусов;
  • диаметр приспособления может быть от 15 до 1200 мм;
  • крепёжные элементы для хомутов изготавливаются из нержавейки или оцинкованной стали;
  • манжета приспособления выполняется из специальной резины — рифлёной.
  • тело изделия состоит из ленты, которая изготавливается из нержавеющей стали и имеет разную толщину, но в основном этот показатель составляет 1–2 мм. В некоторых случаях используются ленты из литого чугуна.

Широкое распространение получили хомуты из нержавеющей стали, их можно применять для ремонта труб из разных материалов

Технические данные изделий представлены в таблице № 1.

Таблица 1

Диаметр (мм) Н (мм)  L (мм) D (мм) Dt (мм)
400 960 310 580 482
350 930 290 520 430
300 740 270 455 370
250 664 250 400 320
200 562 230 340 268
150 448 210 285 212
125 376 200 250 188
100 334 190 220 158
80 297 180 200 138
50 241 150 165 102
40 241 140 150 83

Преимущества и недостатки ремонтного хомута

Преимуществами можно назвать такие свойства приспособления:

  1. Многофункциональность. С помощью таких соединительных элементов ремонтируют трубы из разных материалов: стали, чугуна, пластика и железобетона.
  2. Дешевизна. Установка хомута является недорогим и надёжным способом справиться с поломкой трубы.
  3. Простота монтажа. Монтаж этого приспособления не требует никаких специальных навыков и, пользуясь инструкцией, любой человек может его осуществить.
  4. Термоустойчивость. Материал изделия способен переносить высокие температуры.
  5. Долговечность. Этот фактор зависит от производителя и материала изделия. Если деталь выполнена качественно и обладает всеми необходимыми характеристиками, то она прослужит долго.

Широкий ассортимент хомутов позволяет выбрать ремонтную деталь для трубы любого диаметра

Недостатки:

  1. Хомут можно использовать для устранения повреждений только ровных участков труб.
  2. Приспособление имеет определённые ограничения. Ширина повреждённой части трубы не должна превышать 340 мм.

Важно! Отремонтировать повреждённую часть трубопровода можно и с помощью клеевого бандажного соединения. В этом случае используется стеклоткань, пропитанная специальным клеем.

Эксплуатационные условия

Хомуты обладают определёнными характеристиками и условия их использования должны соответствовать им.

  1. Категорически запрещено применять приспособление, длина которого меньше, чем диаметр ремонтируемой трубы.
  2. Если диаметр трубы равен 350 мм, то в этом случае рекомендуется использовать модели, длина которых на 150 мм превышает размер повреждённой зоны.
  3. Для трубопроводов с диаметром труб более 350 мм используют приспособления, длина которых имеет запас 200 мм.
  4. При осуществлении ремонта пластиковой трубы стоит выбирать изделие с длиной в 1,5 раза больше повреждённой зоны.
  5. При соединении двух труб стоит запомнить, что расстояние между ними не должно быть выше, чем 10 мм. Угол отклонения труб допускается в пределах 2–3 градусов.
  6. В случае, если площадь повреждения трубы превышает 60% — рекомендуется полная замена проблемного участка.

Основные разновидности ремонтных хомутов

По материалу ремонтные хомуты подразделяются на:

  • пластиковые;
  • металлические.

Пластмассовые изделия можно использовать для закрепления трубы, которая находится в подвижном состоянии. Они могут быть цельными или двойными. Пластиковые изделия являются практичными и очень прочными приспособлениями, которое позволяет быстро и надёжно справляться с ремонтом труб. Главным положительным качеством полимерных приспособлений является их устойчивость к губительным воздействиям коррозии. Недостатком такого вида хомутов считается их слабая сопротивляемость к механическим воздействиям.

Ремонт пластиковой трубы тоже можно осуществить при помощи хомута

Важно! Применение хомута считается временным методом устранения проблемы. В любом случае лучше произвести полную замену повреждённого участка трубопровода.

Металлические изделия способны осуществлять надёжное и долговечное соединение. В отличие от пластиковых аналогов являются более устойчивыми к механическим повреждениям. Огромной популярностью пользуются стальные изделия, которые, как правило, производятся из оцинкованной или легированной стали. Такие хомуты имеют с внутренней стороны резиновую прослойку. Ещё одно отличие от пластиковых приспособлений состоит в том, что металлические хомуты способны поглощать вибрации в системе.

Основные разновидности хомутов по конструктивным особенностям:

Односторонний. Распространён вид хомута, выполненный в виде буквы U с перфорацией в верхней части. Этот вид, как правило, применяют для ремонта труб небольшого диаметра (например, Ду 50).

Двусторонний. В состав этого изделия входит два элемента, которые объединяются между собой специальными винтами. Выбор такого приспособления производится с учётом диаметра трубы и характера повреждения.

Многосоставной. Приспособления такого плана используют для ремонта труб с большим диаметром. Многосоставной хомут состоит из трёх и более элементов. Установка этого приспособления производится на несколько резьбовых пар.

Крепёжный. По своим характеристикам практически не отличается от односоставного и двусоставного типа. Отличие этого типа изделия заключается в том, что оно имеет специальный крепёжный элемент, в состав которого входит саморез. Благодаря этому хомут осуществляет надёжное прикрепление трубы к стене.

Основные этапы монтажа

После выбора и покупки нужного хомута его монтаж осуществляется в такой последовательности:

  1. Перед началом установки стоит раскрутить крепёжный элемент хомута. Концы изделия разводятся до нужной ширины, чтобы его было легко разместить на трубе.
  2. Далее нужно быть внимательным и проследить, чтобы резиновая прослойка располагалась прямо над повреждённым участком и полностью его перекрывала. Желательно, чтобы края прокладки выходили за пределы повреждённого участка на 3 см.
  3. Затем производится закрепление изделия. В отверстия, которые располагаются по краям, вставляются крепёжные элементы. Полученная конструкция плотно затягивается гайками. Если из трубы продолжает течь, то стоит ещё сильнее затянуть хомут, пока не произойдёт надёжное закупоривание повреждённого участка.

При выборе хомута для ремонта трубы в первую очередь нужно обращать внимание на характер повреждения. Эти изделия имеют достаточно широкий ассортимент для того, чтобы подобрать необходимое устройство для ремонта труб любого назначения. При установке хомута своими руками нужно чётко следовать необходимым правилам и тогда это изделие поможет эффективно решить возникшую проблему.

trubamaster.ru

Ремонтные хомуты для труб: разновидности, особенности монтажа

Металлический или пластиковый хомут для труб: всем известно это механическое приспособление для крепления не только труб, но и самых разнообразных деталей, узлов и элементов конструкций. Кроме того, хомуты для трубопроводов находят применение при уплотнении технологических отверстий путем закрывания их подходящими материалами (с уплотнением резиновой прокладкой, металлическими или силиконовыми манжетами), а также трещин в трубах, транспортирующих всевозможные жидкости. Дальнейшая эксплуатация отремонтированных таким способом повреждений в промышленных трубных магистралях показала, что такая «заплатка» выдерживает давление до 30 Бар.

Муфты, или ремонтный хомут для труб, могут много раз применяться в трубопроводах из разных материалов. Ремонтные хомуты, или, как их еще называют, муфты для труб, используют для работы с трубопроводами из любого материала: чугуна, стали и ее сплавов, цветных металлов, полиэтилена и пропилена, металлопластика и асбестоцемента. Заводской или самодельный хомут для ремонта труб помогает устранить такие повреждения, как: трещины или надломы в теле сантехнических и других труб, микроскопические игольчатые сквозные отверстия в металлических изделиях, каверны как последствия сварочных работ, отверстия, появившиеся вследствие коррозии металла, механические ударные отверстия.

Достоинства аварийных муфт:

  1. Простой и быстрый монтаж по месту повреждения;
  2. Быстрая герметизация зоны повреждения;
  3. Дешевизна изделия и работы с ним, экономия на себестоимости ремонтов;
  4. Автономности применения: накладывая хомут ремонтный для труб водоснабжения на отверстие, не нужно отключать всю магистраль;
  5. Надежность и длительный срок эксплуатации муфтовой заплатки.

Разновидности и характеристики изделий

Ремонтные хомуты для труб большого диаметра изготавливаются из стали (в том числе и без антикоррозийной защиты, из оцинковки и из нержавейки) или чугуна, обжимные хомуты для труб маленького диаметра могут изготавливаться также из пластика.

Дополнительные виды хомутов для труб и их состав:

По типу крепежа ремонтные муфты для любых цилиндрических изделий стандартными, одно- и двухсторонними, двух- или трехсоставными. Последняя разновидность предназначена для ремонта изделий большого диаметра. Кроме этих разновидностей, ремонтный хомут на водопроводную трубу предоставлен отдельным комплектом для трасс большого диаметра из металлов — 150 мм и больше.

Обжимные металлические хомуты для ремонта состоят из следующих деталей:

  1. Бандаж обжимной из оцинкованной, углеродистой или нержавеющей стали толщиной 1-2 мм;
  2. Манжета каучуковая или резиновая для уплотнения отверстий. Самая распространенная марка ячеистой резины для манжеты — 6429-8,10,11,13-ВАЛ;
  3. Метизы бандажного крепления изготавливаются также из оцинкованной, углеродистой или нержавеющей стали. Нормативный рабочий напор на обжиме в месте ремонта трубы при помощи хомута – 6-10 Атм, рабочая среда – неагрессивные жидкости, воздух или инертные газы. Нормативная рабочая температура, которые выдерживают обжимные металлические бандажи: -200С/+600С. Хомут для водопровода, газопровода или любой другой трубной магистрали имеет стандартный диаметр 15-1200 мм. Отдельным комплектом идут ремонтные хомуты для водопроводных труб больших диаметров.

Ремонтный обжимной хомут для заделки чугунных, металлических, полиэтиленовых, полипропиленовых, металлопластиковых или асбестовых труб обладает бо́льшими достоинствами при ремонте повреждений, чем другие приспособления, методы и материалы. Даже для обжима хрупкой чугунного цилиндрического изделия чаще всего используют именно металлические муфты.

Для проведения ремонтных работ муфтами не нужна помощь специалистов – при желании любой человек, без опыта и специальных инструментов, может справиться с таким ремонтом. В ходе работ эти крепежные детали могут использоваться для соединения изделий из разных материалов. При креплении бандажа на металлическую систему хомуты намного продлевают время службы любой трубной магистрали – газовой, водяной (трубы холодного или горячего водоснабжения), отопительной, канализационной, и т.д. Металлические соединения выдерживают любые температуры рабочей среды в трубах. И, хотя хомут можно изготовить и самостоятельно, профессионалы все же рекомендуют приобретать их у зарекомендовавших себя на рынке компаний-производителей.

Особенности монтажа

Хотя монтаж хомута на любою трубу – дело простое и быстрое, существует определенная последовательность таких ремонтных операций:

  1. Муфтовая конструкция обкручивается по окружности трубы, а местоположение скрепляющего метиза должно находиться на противоположной от ремонтируемого отверстия части трубы;
  2. Далее на муфту устанавливаются гайки, которые должны плотно прилегать к телу трубы. Качество и надежность крепления приспособления на зону аварии зависит от материала, из которого сделана крепежная муфта, и конструктивной прочности самой детали. Важным элементом при ремонте является способ сопряжения крепежного узла и остальной системы;
  3. Закрепленный на месте аварии хомут не меняют, если он сам не прохудился. Такая ремонтная муфта может прослужить так долго, сколько и сам трубопровод. Поэтому часто экономически намного выгоднее отремонтировать трубопровод при помощи хомутов, чем заменять отрезок трассы, особенно, если трубы уложены под землей;
  4. При выборе муфты нужной конструкции и размера для ремонта конкретного участка трубной трассы необходимо принимать во внимание степень и размеры повреждения. На разные аварийные участки могут устанавливаться приспособления из разных материалов — стальные, пластиковые и другие муфты, и, если правильно подобрать размер и материал, то муфта максимально эффективно устранит аварию и прослужит так же долго, как участки без повреждений.

Металлический или пластиковый ремонтный хомут представляет собой полузамкнутую манжету с винтовой или болтовой стяжкой. Элементы муфтовой конструкции обжимаются стягивающим болтом или несколькими болтами – это зависит от ширины аварийного участка и самой ремонтной муфты. Диаметр хомута выбирается по диаметру трубной магистрали, чтобы герметичность ремонтируемого участка была как можно выше.

Эта технология крепления муфт на трубы считается наиболее простой, доступной и универсальной. Но бывают моменты, когда даже такая несложная операция требует профессиональных навыков, и выполняется не так, как предусмотрено нормативами:

  1. Технология устойчивого крепежа. Этот метод назвали устойчивым, потому что приспособление надевается и затягивается на неподвижном месте трубы, которое впоследствии не предполагается перемещать или еще как-то деформировать. Такой метод крепления чаще всего выполняется в непосредственной близости от точки раструба на корпусе трубы – в месте соединений магистрали ее обычно не предполагается смещать. Устойчивый крепеж — это возможность использования бандажей разных форм и конструкций, что создает наиболее прочное соединение.
  2. Технология плавающего крепежа. Чугунные или стальные изделия закрепляются на месте аварии с немалыми трудностями, но муфты из пластика требуют приложения меньших усилий. Муфты из полимеров подбираются на диаметр больше, чтобы эффективное усилие затягивания хомута проявилось в наибольшей степени.

Металлические и пластиковые хомуты

Монтаж и наращивание магистрали из труб происходит с использованием всевозможных крепежных элементов, переходников, поворотов, углов и метизов. Это же разнообразие относится и к набору ремонтных хомутов. Аварийный участок может появиться в любом месте трубопровода, поэтому конструкции и формы хомутов и бандажей дают возможность использовать их при любых поломках трассы, в любом месте и для трассы любой сложности.

В то же время сам хомут из пластика, стали или чугуна может неподвижно крепиться к строительной конструкции, но делать это рекомендуется только в отапливаемом помещении. В холодных помещениях и на улице ремонтные муфты рекомендуется устанавливать на трубах только по технологии плавающего крепежа с эластическим бандажом, чтобы перепады температуры не ослабляли крепеж.

Дополнительно усилить место накладывания бандажа на отверстие в трубе и закрепление его пластиковым или металлическим хомутом можно использованием муфт с острыми шпильками. Например, закрепить полипропиленовый трубопровод к стене рекомендуется на расстоянии между хомутами ≤ 2 метров, а трубы из пластика рекомендуется закреплять с шагом между муфтами 1-1,5 метра.

Самодельные металлические хомуты

При отсутствии промышленных изделий или невозможности их закрепить в силу конструктивных особенностей места аварии часто применяют самодельные хомуты, сделанные из подручных материалов, что называется, «на коленке». Это простейшие крепления, которые позволяют хотя бы на время избежать аварии или устранить неисправность. Чаще всего на дырявую трубу накручивают резиновую ленту, а место аварии обматывают сверху проволокой или веревкой. Такую резину берут из противогаза, автомобильной или велосипедной камеры, и т.д. Подойдет даже аптечный резиновый жгут, который впоследствии меняют на заводское муфтовое изделие.

Но такие самодельные приспособления разрешено использовать не везде и не всегда:

  1. Нельзя накладывать такие жгуты на криволинейных отрезках трубопроводов, а также с наружной стороны;
  2. Нельзя обматывать резиной трубы диаметром ≤ 350 мм;
  3. Длина ремонтируемого отрезка трубы ≤ 200 мм;
  4. При разрыве трубопровода на стыке расстояние между торцами соблюдается ≤ 10 мм, а осевое отклонение ≤ 3 градусов;
  5. Если под бандажом хомута предполагается спрятать ≥ 50% ремонтируемого участка, то хомут крепить нельзя – этот участок ремонтируют укладкой новых труб.

Ремонтные трубные хомуты даже в современном строительстве – это наиболее быстрое решение при устранении неисправностей и аварий трубопроводных магистралей с рабочей средой, не превышающей температуру 650.

Ремонтные хомуты для труб: разновидности, особенности монтажа Ссылка на основную публикацию

gidpotrubam.ru

Хомут ремонтный для труб: правила использования

С течением времени на трубопроводе водоснабжения, отопления или канализации может возникнуть течь. Причинами такой поломки являются естественный износ, негативное влияние коррозии или последствия механического воздействия. Чтобы быстро устранить неисправность и не допустить возникновения потопа, можно использовать хомут ремонтный для труб.

Устройство для устранения течи на трубопроводе

Устройство хомута. Преимущества и недостатки изделия

Простейший хомут для водопроводных труб представляет собой металлическую скобу, диаметр которой соответствуют диаметру водопроводной трубы. Для крепления на устройстве предусмотрены специальные болты. Высокий уровень герметичности достигается благодаря установленной внутри корпуса резиновой прокладке.

Основные элементы хомута, предназначенного для ремонта трубы

Широкое распространение хомут для ремонта труб получил благодаря следующим факторам:

  • невысокой стоимости. В среднем цена на хомут, в зависимости от размера, варьируется от 20 до 100 рублей;
  • возможности применения для труб, изготовленных из различных материалов. Простейший хомут можно устанавливать не только на металлические трубы, но и трубы, изготовленные из ПВХ, металлопластика, полипропилена и так далее;
  • для самостоятельного ремонта трубопровода при помощи хомута не требуется определенных знаний и сложного инструмента. Всю работу можно выполнить своими руками, причем в максимально короткое время;
  • стандартный хомут не подвержен воздействию агрессивных сред и способен выдерживать температуру до 100ºС.

Единственным недостатком данного устройства является его недолговечность. Хомут предназначен для быстрого устранения течи, но не может использоваться длительный период (более 5 лет). После истечения срока использования устройства требуется проведение более тщательного ремонта трубопровода.

Подбор хомута для выполнения ремонтных работ

При подборе хомута для ремонта труб водоснабжения особое внимание рекомендуется уделить следующим факторам:

  • виду устройства;
  • материалу, из которого оно изготовлено;
  • размерам хомута.

Подбор вида хомута

В специализированных магазинах можно приобрести ремонтные хомуты следующих видов:

  • односторонний хомут, изготовленный в виде буквы U. С обеих сторон имеются специальные отверстия для крепления устройства к трубе. Хомут односторонний подходит для ремонта труб небольшого диаметра. В остальных случаях устройство не применяется;

Устройство для ремонта труб малого диаметра

  • двухсторонний хомут. Устройство является универсальным и может быть использовано для устранения течи на любых видах труб. В состав двухстороннего хомута входят две одинаковые u-образные половинки, которые соединяются между собой болтами;

Универсальное ремонтное устройство для различных трубопроводов

  • трехсоставной хомут. Устройство, состоящее из трех одинаковых частей,  скрепляемых между собой болтами; используется для ремонта труб большого диаметра (в большинстве случаев предназначено для промышленных трубопроводов).

Устройство для ремонта труб большого диаметра

Выбор материала

Для производства ремонтных хомутов используются такие материалы, как:

  • сталь. Стальные хомуты не имеют антикоррозийного покрытия. Поэтому после установки устройства требуется дополнительная защитная обработка;
  • из чугуна. Устройства рекомендуется устанавливать исключительно на трубы, изготовленные из этого же материала;

Устройство для устранения течи чугунных труб

  • из оцинкованной стали. В отличие от обычного стального хомута устройство, изготовленное из оцинкованной стали, не требует дополнительной обработки, поэтому используется чаще всего;
  • из нержавейки. Материал, также как и оцинкованная сталь, широко используется для изготовления хомутов и отличается прочностью и долговечностью.

Подбор хомута по размерам

При выборе ремонтного хомута предварительно рекомендуется определить:

  1. диаметр труб. Чтобы получить прочное соединение устройства и трубы, внутренний диаметр хомута должен максимально соответствовать диаметру трубы. Хомут меньшего размера невозможно закрепить, а хомут большего диаметра не будет плотно прилегать к поврежденному участку, что приведет к нарушению герметичности;
  2. габаритные размеры хомута подбираются на основании следующих параметров:
    • длина устройства (на рисунке обозначена LE) не может быть меньше диаметра (d);
    • по длине хомут подбирается таким образом, чтобы длина поврежденного участка (LS) увеличивалась минимум на 75 мм с каждой стороны (LU);
    • высота места протечки (øS) не должна быть более 20% от диаметра устройства.

Схема определения оптимальных размеров хомута

Установка хомута

Устранение течи при помощи хомута производится по следующей схеме:

  1. с устройства полностью снимаются крепежные болты. Концы хомута разводятся на максимально возможное расстояние, чтобы удобнее было закрепить устройство на трубе;
  2. хомут надевается на трубу. При выполнении этой операции важно следить за расположением герметизирующей прокладки. Чтобы достичь максимального эффекта, прокладку надо установить непосредственно на место протечки;
  3. хомут скрепляется крепежными элементами. Затяжка болтов происходит до того момента, пока вода или иная жидкость полностью не прекратит протекать через устройство.

Этапы установки ремонтного хомута на поврежденный участок

Процесс установки хомута на водопровод представлен на видео.

Если при выборе и монтаже ремонтного хомута четко следовать правилам, представленным в статье, то протечка будет полностью ликвидирована, а изделие сможет прослужить достаточно длительный срок.

vse-o-trubah.ru

Бандаж для труб, что это такое и как эффективно устранить течь в трубе

При использовании трубопроводов для подачи воды или отопления нередко происходит его разгерметизация – в этом случае на помощь приходит ремонтный бандаж. Бандаж для труб это специальное техническое устройство для устранения дефектов трубопроводов, вызывающих утечку воды.

Отличительная особенность бандажа – универсальность, он может быть эффективно использован для устранения дефектов в металлических, чугунных, полипропиленовых, полиэтиленовых магистралях в местах соединения труб или в случае их повреждения. В условиях, где требуется экстренный ремонт или бандажные устройства применить невозможно, полезно знать другие способы устранения течи в линиях своими руками, которые широко применяются в быту.

Рис.1 Хомут для труб и бандаж – виды

Что такое бандаж

Бандаж или ремонтный хомут – приспособление, предназначенное для ремонта трубопроводов, имеет резиновый уплотнитель и фиксируется на поверхности посредством затяжных винтов. Он состоит из двух соединяемых частей (прочный металл большой толщины) или цельной металлической пластины (тонкая листовая сталь), надеваемой на ремонтируемый участок посредством расширения.

Изделия выпускают разных диаметров под стандартные трубные размеры в дюймах, для стыковки частей используют винты под плоскую, крестовую отвертку или шестигранный ключ.

Основной материал изготовления раздвижных приспособлений – сталь оцинкованная, нержавейка марки 304, двухкомпонентные виды изготавливают из дюралюминия, чугуна или аналогичных сплавов.

В зависимости от конструктивного исполнения и назначения бандажи бывают следующих видов:

  1. Двухсторонние. Состоят из частей, соединяемых с помощью болтов, выпускаются разных диаметров в зависимости от ремонтируемого изделия. Одной из разновидностей является двухсоставные конструкции с резьбовым отводом для тройникового подключения.
  2. U-образные. Представляют собой металлическую скобу с отверстиями по краям, в которые вставляется стягивающий фиксирующий болт с гайкой.
  3. Хомут. Устройство состоит из стальной пластины круглой формы с прорезями по всей длине и регулировочным винтом. Данная конструкция позволяет изменять диаметр хомута в широких пределах.
  4. Монтажный хомут. Имеет приваренный винт, предназначен для монтажа труб на различных поверхностях.

Рис. 2 Бандаж для трубопроводов

Протечки в различных системах и причины их появления

В магистралях, используемых для водоснабжения, отопления и канализации во время эксплуатации могут возникнуть следующие дефекты:

  • Свищи в результате коррозии металла.
  • Продольные трещины из-за некачественного материала или неправильных условий эксплуатации.
  • Дыры в результате механических повреждений.
  • Утечки воды в стыковых соединениях на резьбе, пайке, сварке, раструбах чугунных или пластиковых канализационных труб.

Применение бандажей

Ремонтные хомуты применяются в следующих условиях:

  • Приспособления используются при ремонте медных, стальных, чугунных, асбестоцементных, керамических, различных видов пластиковых трубопроводов в системах отопления, водоснабжения и канализации.
  • Ремонтные бандажные устройства устанавливают только на вертикальные и горизонтальные участки трубопроводов.
  • Внешний диаметр труб, на которых используется бандаж, должен соответствовать его внутренним размерам и ни в коем случае не быть меньше его внутреннего диаметра.
  • Следует использовать хомут, ширина которого соответствует внешнему трубному диаметру, при размерах труб около 350 мм. длина хомута выбирается больше дефекта на 150 мм., для больших размеров трубопроводов – на 200 мм. шире поврежденного участка.
  • Если требуется отремонтировать сломанную трубу водопровода или состыковать две ее части, расстояние между участками не должно превышать 10 мм., а угол отклонения 2 – 3 градуса.
  • Использование бандажа неэффективно при размерах повреждения более 60% от его рабочей площади.
  • При ремонте водопроводной или канализационной ПВХ трубы ширина рабочей части работа должна быть в полтора раза больше размера дефекта.

Если повреждение в трубопроводе имеет большую длину (продольная трещина) для его устранения вырезают поврежденный участок, вставляют в проем новый отрезок трубы и устанавливают с двух сторон бандажные стяжки.

Рис. 3 Установка ремонтных хомутов

Бандаж для труб это практично

Бандажный элемент является эффективным способом устранения течи благодаря следующим свойствам:

  1. Ремонтный хомут может иметь диаметр от 15 до 1200 мм., окружность изделий из двух составных полумуфт варьируется в диапазоне от 15 до 600 мм.
  2. Изделия выдерживают давление от 5 до 30 атмосфер.
  3. Номинальная рабочая температура, при которой эксплуатируются стандартные бытовые резиновые манжеты – от 20 до 60 С., максимальный предел достигает 120 С.

Устранение течи в трубопроводах своими руками с помощью бандажа

Бандаж является специально разработанным устройством для ликвидации протечек, обеспечивающий высокую герметичность и надежность соединения всех видов трубопроводов, его установка (двухкомпонентная модель) проводится по следующей схеме:

1. Разбирают ремонтный хомут, откручивая соединительные болты, защищают поверхность трубопровода от ржавчины, краски и других видов загрязнений.

2. Устанавливают резиновую прокладку по центру повреждения с таким расчетом, чтобы ее края перекрывали отверстие на 30 мм. с двух сторон;

Рис. 4 Ремонт водопровода с помощью бандажа

3. Одевают на прокладку две металлические половины и соединяют их четырьмя болтами, постепенно стягивая с двух сторон бандаж. При этом нельзя перетягивать соединение, если ремонтируются пластиковые трубы – это может привести к их продольным трещинам. При прикручивании лучше оставить небольшую течь и выждать некоторое время для того, чтобы пластичное резиновое кольцо лучше охватило трубу и герметично закрыло отверстие.

4. Двухкомпонентный ремонтный бандаж может служить не менее 5 лет, при необходимости всегда можно заменить резиновый уплотнитель в случае возникшей утечки и использовать изделие неограниченный срок.

Способы и материалы при ремонте стальных труб в системах отопления

Помимо ремонтных хомутов, существует довольно большое разнообразие способов ремонта поврежденных металлических труб, включающих в себя различные методы наложения заплаток и механического крепежа, которые могут быть использованы на криволинейных участках, непригодных для применения бандажей.

Рис. 5 Метод устранения протечки в сгоне медицинским жгутом

Металлический резьбовой болт или саморез

При небольшом диаметре свища на криволинейных участках магистрали или в батареях отопления используется при ремонте резьбовой металлический крепеж, с усилием вкрученный в отверстие. Для получения наиболее надежного соединения поступают следующим образом:

  1. Просверливают в трубе отверстие под резьбу чуть больше размеров свища, обычно оно меньше на 0,5 – 1 мм. стандартного диаметра (4, 5, 6 мм. и так далее).
  2. Нарезают метчиком резьбовой профиль под болт выбранного размера.
  3. Обрезают болт с таким расчетом, чтобы его головка опиралась на край дыры при установке, после чего ставят на него резиновую прокладку и вкручивают в отверстие.

Существенным недостатком такого метода является значительное перекрытие болтом канала подачи воды в магистралях малого диаметра, для канализационных линий горизонтального расположения способ не слишком приемлем – волокнистые отходы будут задерживаться на выступающей поверхности болта.

Холодная сварка

Холодная сварка является популярным компонентом для закупорки различного вида отверстий, ее композицией, проникающей внутрь изделия, заделывают водопроводы из разных материалов для подачи холодной и горячей воды.

При использовании холодной сварки поступают следующим образом:

  1. Обязательно перекрывают воду – при смачивании материал обладает низкой адгезией к металлу и под давлением будет выталкиваться из отверстия.
  2. Размешивают в резиновых перчатках небольшое количество вещества и наносят на дефектный участок сверху.
  3. По истечении минимум 10 минут сварка полимеризуется и изделие готово к использованию, материал способен выдерживать давление около 20 атмосфер и температуру до 260 С.

Рис. 6 Заделка свища холодной сваркой

Резиновый бинт

Отремонтировать поврежденный стальной трубопровод можно с использованием резинового бинта, который вырезает из перчатки, велосипедной камеры или используют готовое аптечное изделие.

При его применении поступают следующим образом:

  1. Обматывает поврежденный участок по спирали с запасом снизу вверх и возвращаются на середину свища.
  2. Эластичный бинт не выдерживает большого давления, поэтому точку месторасположения дыры укрепляют намоткой металлической проволоки или хомутом.

Главное преимущество применения эластичного бинта – возможность ремонта протечек в резьбовых соединениях металлических труб с использованием муфт (сгонов), при монтаже резиновый бинт герметично наматывается на неровную поверхность и закрепляется стальной стяжкой или проволокой.

Рис. 7 Дефектный участок трубопровода, обмотанный изолирующим материалом

Эпоксидная смола

Эпоксидная двухкомпонентная смола – популярный в быту материал, пригодный для ремонта любого вида водопроводов, порядок ее использования выглядит следующим образом:

  1. Перекрывают воду, защищают наждачной бумагой или острыми предметами обрабатываемое место от ржавчины, краски и затем обезжиривают.
  2. Размешивают небольшое количество смолы в отношении компонентов 1 к 10 и готовят медицинский бинт.
  3. Наносят эпоксидную смолу на поверхность с запасом по длине и наматывают матерчатый бинт по спирали, после чего намазывают следующий слой с последующей обмоткой бинтом.

Линия готова к использованию после высыхания эпоксидного состава (около 24 часов), смола хорошо выдерживает температурные перепады и смену давлений. Часто вместо бинта применяют стеклоткань или материю с неплотной структурой.

Рис. 8 Ремонтные работы с эпоксидной смолой

Ремонт водопроводных и канализационных систем из чугуна

В жилых домах чугун повсеместно используют в стояках, часто утечки возникают в местах раструбного соединения с пластиковыми отводами. Давление в стояке практически отсутствует, так что его ремонт состоит в простой герметизации дефектного места.

Для проведения этих работ подходят технологии, используемые при герметизации стальных магистралей и некоторые другие способы.

Цементная обвязка

Если под рукой нет эластичного бинта, можно воспользоваться обычным марлевым в сочетании с цементным раствором, проводя следующие операции:

  1. Размешивают цемент с водой до получения сметанообразной массы.
  2. Опускают медицинский бинт в раствор и пропитывают его цементным составом.
  3. Обматывают дефектный участок несколько раз по спирали в 3 – 4 слоя.
  4. Трубопроводом можно пользоваться после высыхания состава спустя сутки.

Зачеканка

Методика используется для закрытия трещин и свищей в чугунных трубах и заключается во вбивании свинцовых заклепок в щелевые полости. Являясь мягким веществом, свинец надежно закрывает и герметизирует дефектный участок, когда полый отсек заполнен.

Рис. 9 Способ заделки протечек чугунных труб

Набивка

Часто утечки возникают в раструбных стыках чугунных элементов, для их заделки используют набивку из волокнистых материалов, пропитанных битумом, работа проводится в следующем порядке:

  1. Извлекают старую набивку с помощью острых предметов, освобождая пространство для укладки ремонтных компонентов.
  2. Пропитанный битумом джутовый или пеньковый канат (веревку) плотно заталкивают в образовавшуюся щель по всему периметру, оставляя сверху расстояние около 10 мм.
  3. Закрывают набивку цементным раствором, замазывая им свободное пространство.

Чопики

Чопик относится к способам ремонтирования чугунных и стальных труб советских времен, для заделки дыр используют деревянные заглушки из твердых пород дерева. Основное преимущество – закрытие свища, через который поступает вода под давлением и под рукой нет стандартных заводских приспособлений, в течение нескольких минут.

При его использовании деревянный колышек затачивают под любым углом и слегка вбивают в отверстие, после воздействия влаги древесина расширяется и плотно закрывает свищ. В стальных линиях советской эпохи чопики выстаивали по 5 лет, при появлении протечек в результате расширения дыр их просто вбивали поглубже.

Рис. 10 Метод ремонтных работ с использованием чопиков

Методы ремонта трубопроводов из пластика

Различные пластиковые трубы ремонтируют при помощи хомутов, наложения заплаток, заклеивания отверстий.

Для распространенных полипропиленовых трубопроводов разработана специальная технология, суть которой заключается в заделке свища разогретым стержнем из полипропилена. При этом отверстие рассверливают до нужного диаметра, нагревают его торцы железным стержнем, вставленным в паяльник, после помещают внутрь дыры расплавленный штырь из полипропилена, выступающий конец которого затем обрезают.

Вторым методом ремонта является вырезание поврежденного участка, после чего трубные концы соединяют наружной муфтой с использованием сантехнического паяльного утюга.

При отсутствии специального инструмента можно попытаться отремонтировать трубу из полипропилена самостоятельно, поступив следующим образом:

  1. Сливают воду из системы, сверлят в трубе круглое отверстие и вырезают из полипропилена стержень чуть большего размера (на строительном рынке в продаже имеется полипропиленовые стержни).
  2. Расплавляют трубную дыру вставленным разогретым металлическим штырем, одновременно нагревая полипропиленовую вставку до размягчения строительным или бытовым феном, температура воздуха которого достигает 800 С. (температура плавления полипропилена 260 С.)
  3. Помещают разогретую вставку в отверстие, после остывания ее верхний торец обрезают.

Методика ремонта канализационных труб из ПВХ

Канализационные линии находятся под невысоким давлением и соединяются раструбовым способом, поэтому ремонт дыры или трещины проще всего произвести заменой поврежденного сегмента. Если это невозможно, используются металлические хомуты или обвязка герметизирующими полосами, скотчем, изоляционными лентами. Можно наклеить на поврежденное место заплатку из плотного материала, используя специальный клей для ПВХ, заделать его эпоксидной смолой или холодной сваркой.

Рис. 11 Способ ремонта труб из пластика

Использование бандажа в случаях повреждения трубопроводов является наиболее эффективным способом их ремонта в бытовых условиях на прямолинейных отрезках. Если повреждение происходит в труднодоступных или изогнутых местах на отводах, используют варианты с применением клеевых составов, лент, вставок из различных материалов.

montagtrub.ru


Смотрите также